понедельник, 26 ноября 2012 г.

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге


Покушение на императора было совершено 1 марта 1881 года на набережной канала Грибоедова (бывшего Екатерининского канала), и уже на следующий день Городская дума на чрезвычайном совещании постановила просить нового императора, Александра III, разрешить возвести часовню или памятник царю-мученику.




Вскоре был объявлен конкурс, победителем которого оказался архитектор Альфред Парланд. Он работал совместно с архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру известным под фамилией Малышев. После трагической смерти императора отцу Игнатию во сне якобы явилась Богородица и показала основы будущего храма.



 Храм был выстроен в стиле русской архитектуры 16-17 веков и очень напоминал собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.


 Несомненный интерес представляют многочисленные мозаики и мозаичные панно, щедро украшающие храм как внутри, так и снаружи. Они были созданы по рисункам Васнецова, Нестерова и других известных русских художников. Особенно впечатляет площадь мозаик, которая составляет 7050 квадратных метров. 

 В оформлении собора использованы породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней — яшма, горный хрусталь, топаз и другие. На цоколе храма укреплены 20 гранитных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II и его реформах, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Высота самого высокого купола храма — 81 метр. Купола покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем — золотой смальтой.


 Во внутренний объем Спаса-на-крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император.
Собор сильно пострадал в годы советской власти. Как и многие другие церкви города, вскоре после революции он был закрыт и долгое время использовался как склад. В конце 1960-х годов уникальный памятник русской архитектуры находился в ужасающем состоянии, и в 1970 году были начаты реставрационные работы, затянувшиеся на 30 лет. Такую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и советская власть. Интересно, что леса сняли в 1991 году, почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим.

 От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903-1907 годах. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.































Комментариев нет:

Отправить комментарий