Александр Шевченко – из числа тех
художников, кто в 1910-е гг. способствовал радикальному изменению языка
искусства, апологет новых форм (автор брошюр “Принципы кубизма и других
современных течений” и “Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения”,
обе 1913). И вместе с тем его не назовешь радикалом – какая-то смягченность
черт присутствует в сделанном им. Забота о красоте и тяготение к спокойной
гармонии, приводя в некоторых случаях к салонным решениям, чаще сообщают его
работам скрытую классичность.
Родился Александр Васильевич Шевченко в Харькове 12 мая (24) мая 1883 в семье торгового служащего. В 1890–1898 занимался рисунком в реальном училище и брал частные уроки изобразительного искусства. После переезда семьи в Москву (1898) посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1898–1908). Совершенствовал мастерство в парижских академиях Р.Жюльена и Э.Каррьера (1905–1906), а также в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908–1909), где в числе его наставников были А.Е.Архипов и К.А.Коровин. Был участником выставок «Мира искусства», «Ослиного хвоста», «Союза молодежи», «Маковца», «Общества московских художников». Призванный в 1915 в действующую армию, служил в Белоруссии и Литве и демобилизовался в 1917. Жил преимущественно в Москве.
Начинал с импрессионизма
(парижские пейзажи 1905–1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы»
(Женщины у пруда, акварель, гуашь, 1908–1910, Музей изобразительных искусств
имени А.С.Пушкина, Москва). Писал полотна в футуристическом духе (Музыканты,
1913, Русский музей). Испытав мощное воздействие М.Ф.Ларионова, примкнул к
примитивизму с его иронически-лукавыми мотивами лубка и расписной вывески
(Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты, Третьяковская галерея; Женщина у зеркала,
Русский музей; обе работы – 1913).
В 1913 издал брошюры Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности и Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов. Первое из этих изданий представляет собой развернутый манифест о необходимости восстановления искаженных академизмом традиций путем художественного синтеза архаики с современностью. Развивая этот постулат во второй книжке, новаторски подошел к истории искусства, обратив внимание на вневременные и «вечные» свойства авангардного формообразования. Подошел вплотную к беспредметности – Лучистая композиция «1914» (1914, Художественная галерея, Пермь), – где формы и буквы под ударами молний рассыпаются, обращаясь в первозданный хаос), но в итоге остался верен фигуративному творчеству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий